Лингвистика

Язык является важнейшим средством коммуникации в обществе и тесно связан с мышлением и сознанием. Языкознание входит в качестве одной из центральных наук в круг гуманитарных научных дисциплин, исследующих человека и человеческое общество.

Языкознание или лингвистика — это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков. Лингвистика является частью семиотики как науки о знаках.

image description

Термин лингвистика происходит от латинского слова lingua, что означает «язык». Лингвистика изучает не только существующие (существовавшие или возможные в будущем) языки, но и человеческий язык вообще. В широком смысле слова лингвистика подразделяется на научную (то есть предполагающую построение лингвистических теорий) и практическую. Чаще всего под лингвистикой подразумевается именно научная лингвистика.

Теоретическая лингвистика исследует языковые законы и формулирует их как теории. Она бывает дескриптивной (описывающей реальную речь) и нормативной (указывающей, как «надо» говорить и писать).
Лингвистика включает наблюдение; регистрацию и описание фактов речи; выдвижение гипотез для объяснения этих фактов; формулировку гипотез в виде теорий и моделей, описывающих язык; их экспериментальную проверку и опровержение; прогнозирование речевого поведения. Объяснение фактов бывает внутренним (через языковые же факты), либо внешним (через факты физиологические, психологические, логические или социальные).

Так как язык представляет собой весьма разнообразное и сложное явление, в лингвистике можно выделить несколько аспектов:
Общая лингвистика изучает общие черты всех языков как эмпирически (индуктивно), так и дедуктивно, исследуя общие тенденции функционирования языка, разрабатывая методы его анализа и давая определение лингвистических понятий.

Частью общей лингвистики является типология, сопоставляющая разные языки безотносительно к степени их родства и делающая выводы о Языке вообще. Она выявляет и формулирует языковые универсалии, то есть гипотезы, выполняющиеся для большинства описанных языков мира.

Частная лингвистика (в более старой терминологии — описательная лингвистика) ограничивается описанием одного языка, но может выделять внутри него разные языковые подсистемы и изучать отношения сходств и различий между ними. Так, диахроническая лингвистика сопоставляет разные временные срезы в истории языка, выявляя утери и новации; диалектология сопоставляет его территориальные варианты, выявляя их отличительные черты; стилистика сопоставляет различные функциональные разновидности языка, фиксируя сходства и различия между ними и т. п.

Сравнительная лингвистика сравнивает языки друг с другом. Она включает в себя:

  1. компаративистику (в узком смысле), или сравнительно-историческое языкознание, изучающую отношения между родственными языками;
  2. контактологию и ареальную лингвистику (ареалогию), изучающую взаимодействие соседних языков;
  3. сопоставительную (контрастивную, конфронтативную) лингвистику, изучающую сходства и различия языков (независимо от их родства и соседства).

Внешняя лингвистика (социальная лингвистика, социолингвистика) описывает: язык во всем многообразии его социальных вариантов и их функций; зависимость выбора «кода» (то есть языковой системы) от общественной принадлежности носителя (классовый и профессиональный выбор: напр. арго, жаргон, сленг), от его региональной принадлежности (территориальный выбор: напр. диалект) и от коммуникативной ситуации собеседников (функционально стилистический выбор).

Внутренняя лингвистика (в другой терминологии, структурная лингвистика) от этой социальной обусловленности отвлекается, рассматривая язык как однородный код.
Статическая лингвистика изучает состояния языка (в том числе состояние языковой способности индивида — владение языком).

Динамическая лингвистика — процессы (изменение языка во времени; возрастные фазы языковой способности: формирование речевой способности, овладение языком, забывание языка).
Лингвистика может описывать хронологический срез языка в определенную историческую эпоху, при жизни одного поколения (синхроническая лингвистика, иногда также называется «синхронной»). Сам процесс изменения языка при его передаче от поколения к поколению (историческая лингвистика, иногда также называемая «диахронной» или «диахронической»).

Цели лингвистики. Фундаментальная и прикладная лингвистика

Фундаментальная лингвистика имеет целью познание скрытых законов языка; прикладная лингвистика решает множество социальных задач: политических, экономических, образовательных, религиозных, инженерных, военных, медицинских, культурных.

  • Грамматика (занимается изучением и описанием строения слов и словоизменения, видов словосочетаний и типов предложений)
  • Графика (исследует соотношения между буквами и знаками)
  • Лексикология ( изучает словарный состав языка, или лексику)
  • Морфология ( правила построения номинативных единиц (словоформ) из простейших сигнификативных единиц (морфем) и, наоборот, членения словоформ на морфемы)
  • Ономастика ( изучает собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения)
  • Орфография (правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме)
  • Прагматика (изучает условия использования говорящими языковых знаков)
  • Семантика (смысловая сторона языка)
  • Семиотика (изучает свойства знаковых систем)
  • Стилистика (изучает различные выразительные возможности языка)
  • Фонетика (изучает особенности звуков речи)
  • Фонология (изучает структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе)
  • Фразеология (изучает устойчивые обороты речи)
  • Этимология (изучает происхождение слов)

Лингвистика и смежные области знания

На стыке лингвистики со смежными областями знания возник ряд пограничных дисциплин:

  • Лингвистика и предмет философии
  • На стыке лингвистики и философии: философия языка, лингвистическая философия, когнитивная лингвистика.
  • Лингвистика и предмет естественных наук
На стыке лингвистики и физики (конкретнее, акустики): акустика речи.
На стыке лингвистики и физиологии:
артикуляторная фонетика, перцептивная фонетика.

Лингвистика и предмет гуманитарных наук

На стыке лингвистики и психологии: психолингвистика, когнитивная лингвистика.
Лингвистика и предмет общественных наук
На стыке лингвистики и социологии: социолингвистика.
На стыке лингвистики и истории: лингвистическая палеонтология.
На стыке лингвистики и генеалогии: антропонимика.
На стыке лингвистики и географии: топонимика.
На стыке лингвистики и филологии: филологическая лингвистика.
Лингвистика и методология науки
На стыке лингвистики и методологии науки: методология лингвистики.
Лингвистика и методы «точных» наук
Лингвистика и методы «дедуктивных» наук
На стыке лингвистики и математики: математическая лингвистика.
На стыке лингвистики и логики: лингвистика и логика, логическое направление в лингвистике.
Лингвистика и методы «эмпирических» наук
На стыке лингвистики и статистики: квантитативная лингвистика, лингвистическая статистика.
На стыке лингвистики и методов истории: историческая лингвистика.
На стыке лингвистики и методов географии: ареальная лингвистика, лингвистическая география = лингвогеография, лингвистическое картографирование.
На стыке лингвистики и методов психологии: экспериментальная лингвистика, эксперимент в лингвистике.
На стыке лингвистики и методов социологии: анкетирование в лингвистике.
Лингвистика и методы «технических» наук (техники)
На стыке лингвистики и инженерии: инженерная лингвистика, лингвоконструирование.
На стыке лингвистики и вычислительной техники: вычислительная лингвистика, компьютерная лингвистика, машинный перевод.
Круг задач, решаемых языкознанием (лингвистикой)

В заключение нам хотелось бы очертить круг задач, которые должно решить языкознание:

  1. Установить природу и сущность языка.
  2. Рассмотреть структуру языка.
  3. Понимать язык как систему, то есть язык представляет собой не разрозненные факты, не набор слов, это есть целостная система, все члены которой взаимосвязаны и взаимообусловлены.
  4. Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества; Как и когда возникли и то и другое;
  5. Изучить вопрос возникновения и развития письма;
  6. Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства; как близкородственные языки выделяются немецкий и английский; русский, украинский и белорусский.
  7. Выработать методы исследования. Можно назвать такие методы, как сравнительно- исторический, описательный, сравнительный, количественный(квантитативный). Последний метод основан на математической статистике.
  8. Языкознание стремится быть ближе к жизни, отсюда его прикладной характер.
  9. Изучение вопросов, связанных с языковой интерференцией. Под языковой интерференцией понимается проникновение знаний родного языка или одного из изученных иностранных языков на знания, получаемые при изучении нового иностранного языка.
  10. Рассмотреть связь лингвистики с другими науками (историей, психологией, логикой, литературоведением, математикой).
Закажите перевод или позвоните нам (495) 788-72-57 с 10:00 до 18:00